Экономика Бразилии


По окончании Второй мировой войны экономика Бразилии претерпела значительные изменения. Если до войны Бразилия являлась в основном экспортёром минерального сырья и некоторого количества продуктов лесного и сельского хозяйства, то после войны был сделан большой рывок в области развития обрабатывающей промышленности. На сегодняшний день Бразилию можно смело назвать индустриально-аграрной страной.

Несмотря на бурное развитие промышленности, сельское хозяйство страны не отставало от неё. Бразилия вошла в число мировых лидеров по экспорту сахара, а в области производства соевых бобов заняла второе место в мире. Она также является лидеров производства кофе, и поставляет на мировой рынок большое количество хлопка и какао. Внутренние потребности в почти всех основных продуктах питания Бразилия удовлетворяет собственными силами.

Основными отраслями экономики страны являются горнодобывающая, энергетическая, обрабатывающая промышленности и сельское хозяйство.

Горнодобывающая промышленность

До сих пор большую роль в этой отрасли играет иностранный капитал, в основном из США, Японии, Канады и Франции. Важнейшими ископаемыми, поставляемыми на мировой рынок, являются марганцевая и железная руды, а также бокситы. Остальные металлы добываются в основном для внутренних нужд.

Добывают в Бразилии и драгоценные, а также полудрагоценные камни: топазы, алмазы, аквамарины и сапфиры. Растёт добыча золота, первые месторождения которого были открыты в восьмидесятых годах прошлого века.

Собственные месторождения позволяют Бразилии примерно наполовину удовлетворять внутреннюю потребность в нефти. Остальное страна импортирует.

Энергетика

Энергобаланс Бразилии распределяется примерно следующим образом: гидроэнергетика – 1/3, нефть и природный газ – 1/3, этиловый спирт, являющийся результатом обработки сахарного тростника – 1/6, уголь, древесина и биогаз – ещё 1/6. Поскольку страна располагает огромным источником гидроэнергии в лице Амазонки и её многочисленных притоков, эта отрасль энергетики постоянно и неуклонно растёт и развивается. При этом так же постоянно сокращается потребление природного газа и нефти. Что интересно, около 90% автомобилей страны работает не на бензине, а использует в качестве топлива этиловый спирт.

Атомная энергетика в Бразилии развивается медленно, так как проводится государственная политика сдерживания в её отношении, связанная с экологическими соображениями и недостатком инвестиций в эту отрасль.

Обрабатывающая промышленность

Более четверти ВВП Бразилии приходится на долю предприятий обрабатывающей промышленности. Важное место здесь занимают нефтепереработка, химическая и тяжёлая промышленность.

Месторождения высококачественной железной руды обусловили развитие чёрной металлургии, хотя для её нужд приходится импортировать значительное количество кокса, а также применять древесный уголь. Цветная металлургия – это в основном производство алюминия, которое контролируется иностранным капиталом.

Хорошо развито машиностроение, в частности – автомобилестроение. Ведущие позиции занимает Бразилия в производстве морских судов.

Страна реализует собственные ядерную и космическую программы.

Сельское хозяйство

Около 30 процентов активного экономически населения Бразилии занято в сфере сельского хозяйства. Часть продукции производится сугубо для внутреннего потребления, тогда как некоторые культуры возделываются почти исключительно на экспорт. Среди этих последних: соевые, кофе, сахарный тростник, рис, какао и апельсины. Объём экспорта продукции сельского хозяйства весьма высок: Бразилия является по этому показателю обладателем третьего места в мире, уступая лишь Франции и США. При этом в отдельных отраслях (таких как экспорт сахара и сахарного тростника, сбору апельсинов и бананов) Бразилия прочно удерживает пальму первенства.

Продукция животноводства составляет почти половину стоимости всего, производимого в сельскохозяйственной отрасли, имея преимущественно мясное направление.

Лесное и рыбное хозяйство

Более половины территории страны покрыто лесами. Именно Бразилия – обладатель первого места по запасу древесины различных ценных пород. Несмотря на это лесные ресурсы страны используются слабо. В основном это сбор бразильского ореха, природного каучука, карнаубского воска, плодов масличного дерева и пальмы бабасу. Значительная часть продукции лесной отрасли экспортируется.

 Несмотря на то, что Бразилия имеет большую по протяжённости береговую линию, рыболовство, равно как и рыбоперерабатывающая промышленность здесь развито слабо. Промысел ведут в основном малые суда, а продукция отправляется на экспорт.

Транспорт

Несмотря на то, что в Бразилии мало дорог с твёрдым покрытием (всего около 10% от общего числа) основную роль в пассажирских перевозках играет автомобильный транспорт. Протяжённость железных дорог, в основном устаревших, насчитывают всего лишь чуть более 30 тысяч километров, из них электрифицированы лишь 2,5 тысячи километров. В виду большой протяжённости водных путей и атлантического побережья, большое значение имеет речной и каботажный транспорт. Хорошо также развито воздушное сообщение: в стране насчитывается 29 только крупных аэропортов.

Внешняя торговля

Основная тенденция внешней торговли – увеличение удельного веса готовой продукции, нетрадиционной продовольственной продукции и полуфабрикатов. За последние десятилетия прошлого века и начало нынешнего в разы возросла доля продукции, производимой обрабатывающей промышленностью. Среди товаров, идущих на экспорт, выделяются самолёты, автомобили, сталь, бокситы, железная руда и электронные приборы.

Растёт импорт станков, машин, промышленного оборудования, полуфабрикатов и промышленного сырья: угля, нефти, цветных металлов.

Состав экспорта: транспортное оборудование, железная руда, соя, обувь, кофе, автомобили.
География экспорта (2010 г.): Китай 15,2%, США 9,6%, Аргентина 9,2%, Нидерланды 5,1%, Германия 4%
Объем экспорта (2010 г.) $201,9 млрд.
Состав импорта: электрических и транспортное оборудование, химическая продукция, нефть, автозапчасти, электроника.
География импорта (2010 г.): США 15%, Китай 14,1%, Аргентина 7,9%, Германия 6,9%, Южная Корея 4,6%,
Объем импорта (2010 г.) $181,7 млрд.
Внешний долг (2010 г.): $410 млрд.



<<  Культура >>

Infobus [CPS] WW
X
Наши сайты о других странах и городах:
[Бразилия] [Греция] [Испания] [Италия] [Париж] [Польша] [Турция] [Черногория] [Швейцария] [Швеция]
X
Перейти на полную версию сайта?

Да Нет
X
Вы открываете мобильную версию сайта.

Продолжить Открыть полную версию